СОЧИ, 28 фев — РИА Новости, Ольга Распопова. Сегодня в Сочи завершается XIV Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. О том, почему для главного курорта России этот музыкально-театральный праздник стал символом возвращения к нормальной жизни, как чуть не сорвался в последний момент и какую публику собрал, — в материале РИА Новости.
© РИА Новости / Артур Лебедев
В этом году фестиваль оправдал название, оказавшись действительно зимним: в Сочи за неделю выпало в два с половиной раза больше месячной нормы осадков, и это был не дождь.
Пальмы на набережной замело снегом, причем огромные сугробы не таяли целый день, пока, наконец, не выглянуло солнце.
Впрочем, фестиваль вообще на этот раз проводится вопреки всему: еще месяц назад местные власти не ослабляли ограничительные меры. В итоге зал главной площадки, Зимнего театра, заполнился лишь на 30 процентов. Хотя в других условиях фестиваль, специально перенесенный к 23 февраля, должен был собрать абсолютные аншлаги.
В гостинице «Жемчужина», где размещали участников, публика собралась как никогда пестрая. За стойкой бара интеллигентные альтисты обсуждали нюансы исполнения сложнейшей сонаты, а в нескольких метрах от них десантники и моряки, отмечавшие 23 февраля, безуспешно пытались попасть в ноты газмановской песни «Господа офицеры».
В лифте журналисты спорили, почему не смогли приехать Николай Цискаридзе и Игорь Бутман, которого заменил Вадим Эйленкриг. Горничные вели профессиональную дискуссию: чем уборщики натирают сцену Зимнего театра, на которой за три дня растянулись двое артистов и одна балерина.
Каждый год для Сочи Юрий Башмет готовит парад премьер, но что-то остается неизменным. Впервые спектакль «Не покидай свою планету» включили в программу еще в 2016 году, и начинать с него фестиваль стало традицией.
Это фантазия — именно так просят называть постановку создатели — по мотивам «Маленького принца». На сцене всего один актер и один оркестр, и то камерный — ансамбль «Солисты Москвы».
Однако дуэту Константина Хабенского и Юрия Башмета удается создать на сцене целую вселенную, которая «вертится» вокруг небольшой прямоугольной песочницы — пустыни, где, умирая, грезит главный герой.
На злобу дня постановку дополнили: выходя в зал, чтобы попросить случайного зрителя «приручить» его, Хабенский остро шутит про маски. А ограниченность сценического пространства, в котором заперт изнемогающий летчик, после карантина обрела новый смысл.
Многие смотрят этот спектакль каждый год. «Я вам завидую, — вздыхает пожилая дама в кресле рядом со мной. — Я бы многое отдала, чтобы увидеть это снова впервые».
Пока не ясно, станет ли традицией завершать программу другим моноспектаклем, премьера которого состоялась 27 февраля. Заглавную роль в «Гамлете» режиссера Марины Брусникиной исполнил Евгений Миронов.
Из новых театральных постановок было еще две, обе — Павла Сафонова. Первая — «Свидание в Москве», на музыку Александра Чайковского. «Хотелось что-то веселое написать, вроде мюзикла. Создавалось очень легко», — признался автор.
В итоге получилась смесь «Я шагаю по Москве» и классического бродвейского мюзикла, разбавленная остротами про Пелевина и выборы. Главной героиней — вместе с 17-летней Верой — стала столица. В финале прозвучала долгая ода Москве. «Это все же сказочные москвичи, — делится впечатлениями один из сочинских зрителей. — Сразу видно: вымышленный город. Такими романтиками они не бывают».
Если «Свидание в Москве» до этого хотя бы показывали в столице, то для «Корабля влюбленных» фестиваль стал премьерной площадкой. «Мы даже прогонов не проводили», — заметил Андрей Мерзликин, сыгравший одну из главных ролей — капитана призрачного корабля.
Критики в итоге остались не очень довольны, а вот публика приняла спектакль хорошо. «И Мерзликина, и Ольгу Ломоносову знаем по сериалам, любим. И выступили они прекрасно», — говорят билетеры.
«Было бы логичнее, если бы Шостакович получил бы премию Чайковского, а у нас вот все наоборот», — пошутил Юрий Башмет, объявляя о присуждении почетной награды своему другу Александру Чайковскому.
Композитор поднялся на сцену после исполнения его «Маленьких кубанских вариаций» для струнных и флейты. Оркестр в честь именинника — все-таки 75-летний юбилей — наиграл мелодию «Happy Birthday». На этом знакомые мотивы в первом отделении гала-концерта открытия закончились.
Среди премьер, которые увлеченно обсуждали в буфете «Зимнего театра» за коньяком знатоки, была «Пьеса для трех солирующих альтов и струнных» китайского композитора Ван Чжии, автора музыки к церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине.
Получился разговор трех «голосов», одним из которых стал маэстро Башмет, только вместо слов звучала мелодия. А «Enigma» Валерия Воронова запомнилась использованием редкого интересного инструмента — органетто, небольшого органа, на котором играла Каталина Висенс из Швейцарии.
Написанные для фестиваля произведения Юрий Башмет может исполнять эксклюзивно в течение года. «Что-то со временем забудется, а другое пройдет проверку временем, и я горжусь, что мне столько всего посвящают», — отмечает маэстро.
В финале гала-концерта прозвучали оперные хиты в исполнении сопрано Аиды Гарифуллиной — в частности, ее коронный вальс Мюзетты из «Богемы».
То, что сочинцы очень любят балет, было понятно уже по небывалому количеству зрителей с цветами на вечере памяти Галины Улановой. И еще, пожалуй, это был концерт с самой нарядной публикой: дамы с удовольствием выгуливали бриллианты.
Вечер организовал ученик Улановой, ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе. Правда, сам он приехать не смог из-за плотного графика съемок, зато записал для публики видеообращение.
Звезды Мариинки и Большого театра, солисты Национальной балетной труппы Мадрида и студенты Академии Вагановой исполнили фрагменты «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика» и «Жизели».
Во втором отделении показали специально восстановленную для фестиваля хореографию: миниатюру «Голубь мира» Роберта Шумана и «Адажио с четырьмя кавалерами» из балета «Красный мак». Одним из участников был премьер Большого Денис Родькин. К отчаянно махавшей огромным букетом поклоннице в конце выступления он не спустился: быстро откланявшись, скрылся за кулисами.
За джазовую часть в этом году отвечал музыкант и телеведущий Вадим Эйленкриг, представивший альбом «Newborn». Несколько композиций музыкант посвятил дочери и новорожденному сыну. За кулисами перед концертом он сказал: «Я стараюсь отходить от слова «джаз», употребляя термин «импровизационная музыка».
Это замечание не оставил без внимания Юрий Башмет. В разгар выступления Eilenkrig Crew он внезапно появился из-за кулис, наиграл несколько нот и попросил сделать из этого джазовую балладу. С этим группа справилась — все-таки опытные импровизаторы.
Специальной гостьей вечера стала певица Фантине (наполовину доминиканка, участница шоу «Голос») с невероятной харизмой и — прической. Впрочем, экзотики на фестивале хватало, и местные это ценят. Во вторник, 24 февраля, «странствие» по Магрибу устроил итальянец Винченцо Капеццуто, а в среду был вечер фламенко Марины Эредиа.
«Мы из-за пандемии никуда не можем выезжать — нам даже гулять по набережной запрещали раньше. А такая музыка переносит в прекрасные дали, сейчас хотя бы немного оттаивает жизнь докарантинная», — объясняет коренной житель Сочи Максим.
В гала-концерте закрытия 28 февраля на сцене Зимнего театра — две мировые премьеры: концерт для электрогитары с оркестром бельгийца Патрика де Клерка и пьеса «The Flight of Bitter Water» («Исход горькой воды»), написанная для фестиваля британским композитором Шарлоттой Брей.
«Нашему фестивалю уже 14 лет: возраст знаковый, в такие годы получают паспорт. Символично, что он еще и ровесник моему внуку», — говорит Юрий Башмет. Так что приглядывает он за фестивалем с тем же вниманием.
РИА Новости — официальный медиапартнер XIV Зимнего международного фестиваля искусств Башмета в Сочи.