Автор текста: Наталия Сергеева | 2 марта 2021
Международный фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета завершился в Сочи. Юрий Абрамович рассказал об итогах смотра.
«Фестиваль никак не прогнулся, а, наоборот, растет семимильными шагами и по количеству премьер, и (может, это будет звучать немного смешно), по количеству зрителей. На всех концертах залы были полными. И это всё люди, которые вместе с нами переживают трудное время пандемии.
Фестиваль оптимистично дает ощущение, что жизнь продолжается и стремится к новым высотам. Я говорю о премьерах и о том, как принимает публика наши концерты и постановки».
Неотъемлемая часть фестиваля — образовательная академия для молодых музыкантов, которая помогает повысить мастерство и глубже погрузиться в профессию.
«За несколько дней ребята сделали большой скачок вперед в своем профессиональном развитии. Без академии уже сложно представить фестиваль. Композиторский конкурс тоже прошел интересно, прежде всего, потому что лауреаты очень разные по стилям и по школе. По сравнению с предыдущими годами, конкурс сильно вырос по уровню.
Конечно, много над чем нужно работать, но прогресс очевиден. И самое главное, что участники раскрепощаются на сцене. Я особенно благодарю профессоров, которые их обучали. Есть у нас звездочки, человек 6-7, которые вырастут в большие имена. Считаю, что у них большие перспективы», — продолжает Юрий Абрамович.
Ни один башметовский фестиваль не обходится без премьер. В этом году среди них — творение композитора Александра Чайковского и режиссера Павла Сафонова, которое буквально перед Сочи представили в столице.
«Очень рад, что показали здесь спектакль «Свидание в Москве». Очень сложно найти поющих актеров. Катя Рябова, сыгравшая главную роль, учится на вокальном отделении Гнесинского института, параллельно работая в театре.
«Корабль влюбленных» — вообще мировая премьера. Когда-то давно у меня возникла идея создать спектакль о любви разных эпох. Я не участвовал в написании сценария, но идея выросла в красивую и грустную историю», — рассказывает Башмет. — Женя Миронов пронзительно прочел «Гамлета». Для меня и для него это премьера. Я никогда не дирижировал этой музыкой Шостаковича. Знал только старый фильм со Смоктуновским».
Фестиваль открыли традиционно постановкой «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, ставшей визитной карточкой смотра. Спектакль родился здесь, в Сочи.
Впрочем, как и Всероссийский юношеский оркестр, который стал главным участником концерта-закрытия.
В программе сошлись и премьеры, и признанная классика, а еще хэви металл, современный академизм, джаз и романтизм. Получилось сложно и насыщенно.
Начали ни много ни мало с мировой премьеры опуса ныне здравствующей англичанки Шарлотты Брей «Исход горькой воды» — оркестровой пьесы, построенной на резко звучащих тритонах и секундах, написанной по заказу сочинского фестиваля и «отражающую состояние современного человека в период пандемии».
Смягчил диссонансы Виолончельный концерт Шумана с немецким солистом Йенсом Петером Майнцем. Завершил же первое отделение Ля-минорный скрипичный концерт Александра Глазунова. Солировала Татьяна Самуил, которая давным-давно дружит и с Юношеским оркестром Башмета, и с его фестивалем — ансамбль слаженный и крепкий.
Второе отделение взбодрило всех. Его открыл Дмитрий Маслеев Джазовой сюитой Цфасмана. Произведение для молодого пианиста не новое, но точно одно из любимых. Эту сюиту Маслеев записал на фирме «Мелодия» вместе с Красноярским симфоническим оркестром. Об этом мы уже рассказывали.
Еще одна мировая премьера — Metal Concert для электрогитары с оркестром еще одного друга башметовских фестивалей — бельгийца Патрика де Клерка, который на несколько тактов в начале и финале партитуры превратил оркестр в хор.
При первых же звуках Концерта ноги невольно начинают отбивать ритм, вторя трём (!) ударникам. Оркестр то и дело выходит за грань академического звучания и превращается в хэви-металл группу, в которой почему-то собрались аж 8 контрабасов и 14 виолончелей. Дирижировал этой прекрасной вакханалией Клаудио Ванделли. И в общем-то здесь можно было поставить жирную точку, но нет. На сцену вновь выходит Юрий Абрамович, чтобы сыграть со своими подопечными «Болеро» Равеля, дав исполнить соло сразу нескольким оркестрантам, а заодно вернув концерт-закрытие в «классическое» русло.
Следующий, юбилейный фестиваль искусств по традиции состоится в феврале. Под слоганом «Сделано в Сочи» организаторы представят самые яркие произведения, созданные за 15 лет существования смотра.
Наталия Сергеева